План работы с одарёнными и мотивированными учащимися
государственного учреждения образования «Лучниковская средняя школа»
на 2022/2023 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Работа с учащимися |
|||
1 |
Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных учреждения образования I-XI классов «одаренный ребенок» по направлениям |
Сентябрь |
Учителя, классные руководители, педагог-психолог |
2 |
Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей |
Сентябрь |
Учителя, классные руководители, педагог-психолог |
3 |
Составление планов индивидуальной работы с мотивированными учащимися по учебным предметам |
Сентябрь |
Учителя-предметники |
4 |
Проведение I и II этапа республиканской олимпиады среди учащихся IX-XI классов по учебным предметам |
Октябрь-ноябрь |
Учителя- предметники |
5 |
Участие в районном конкурсе работ исследовательского характера |
Май |
Учителя-предметники |
6 |
Участие в интернет-олимпиадах по учебным предметам |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
7 |
Участие в международных и республиканских конкурсах - «Колосок» - «Зубрёнок» - «Кенгуру» - «Инфомышка» - «Журавлик» - «Буслік» - «Лингвистёнок» - «Белка» - «Глобусёнок» - «Синица» - «Кентаврик» - «Олимпионок» - «Пчёлка» |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
8 |
Участие в районных весенних олимпиадах по учебным предметам учащихся IV-VIII(IX) классов |
Март |
Учителя-предметники |
9 |
Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года |
Май |
Руководство школы |
Работа с учителями |
|||
1 |
Включение в заседания методических объединений учителей-предметников вопросов «Организация работы с одарёнными и мотивированными учащимися»; «Организация исследовательской деятельности учащихся» |
По плану |
Руководители ШМО Соловей Н.А., Стрижкина А.В., Розальская Н.М. |
2 |
Совещания с педагогическим коллективом по вопросам работы с высокомотивированными учащимися |
По плану |
Руководство школы, учителя-предметники |
3 |
Применение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения на учебных занятиях |
В течение учебного года |
Учителя- предметники |
4 |
Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми по следующим направлениям: -олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися |
В течение учебного года |
Учителя-предметники, классные руководители |
5 |
Приобретение учебно-методической литературы, ЭСО для организации работы с одаренными детьми |
В течение учебного года |
Учителя-предметники, классные руководители, руководство школы |
6 |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конкурса работ исследовательского характера |
Сентябрь |
Руководство школы |
7 |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми |
В течение учебного года |
Лазарева С.М. |
8 |
Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми: -выступление учителей на семинарах, педагогических советах; -участие в работе РМО, ШМО |
В течение учебного года |
Руководители ШМО Соловей Н.А., Стрижкина А.В., Розальская Н.М. |
9 |
Повышение квалификации учителей-предметников в сфере работы с высокомотивированными учащимися |
В течение учебного года |
Лазарева С.М. |
10 |
Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей |
В течение учебного года |
Криводубская М.М. учителя- предметники |
Работа с законными представителями одаренных и мотивированных детей |
|||
1 |
Организация необходимой психолого-педагогической работы среди законных представителей способных учащихся: -собеседования школьного психолога с родителями; -разработка рекомендаций по оказанию помощи со стороны законных представителей одаренным детям -привлечение законных представителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, учителя предметники |
2 |
Поддержка и поощрение законных представителей одаренных детей |
Май |
Руководство школы |
Победители I этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
2022/2023 учебный год
Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Начальные классы:
- Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
- Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
- Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
- Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя ступень. Старшая ступень
- Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
- Разрешение и поощрение множества вопросов.
- Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
- Стимулирование ответственности и независимости.
- Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
- Формировать более разнообразный взгляд на мир.
- Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
- Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
- Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
- Научить прослеживать межпредметные связи.
- Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
- Оказывать поддержку в ситуации успеха.
- Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
- При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
- Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
- Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Рекомендации по развитию творческих способностей у детей
- Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
- Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
- Поощряйте оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
- Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
- Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
- Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
- Культивируйте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
- Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
- Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
- Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
- Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывайте об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
- Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь.
- Привязывайте талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
- Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
- Создавайте поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
- Развивайте критическое отношение.
- Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
- Воздействуйте собственным примером.