Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 187 человек

Выдержки из Кодекса Республики Беларусь об образовании

Дата: 22 декабря 2016 в 08:55, Обновлено 4 апреля 2018 в 16:33

Статья 31. Основные права обучающихся

1. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

1.2. перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.3. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.4. восстановление для получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;

1.10. пользование учебниками и учебными пособиями;

1.11. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;

1.12. обеспечение местом для проживания;

1.13. возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;

1.14. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;

1.15. отпуска, каникулы;

1.16. получение платных услуг в сфере образования;

1.17. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

1.20. участие в управлении учреждением образования;

1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;

1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.

2. Иные права обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Права обучающихся, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ (филиалов государственных средних школ и государственных учреждений профессионально-технического образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

4.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

4.2. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

4.3. восстановление для получения образования в учреждении образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

4.4. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

4.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

4.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

4.7. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

4.8. каникулы;

4.9. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и культурно-спортивной базой учреждения образования;

4.10. пользование учебниками и учебными пособиями;

4.11. участие в спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;

4.12. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;

4.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.

5. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их прав.

Статья 32. Основные обязанности обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их обязанностей.

Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования

1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. на дому;

1.3. в организациях здравоохранения;

1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.

Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

3. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.

4. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

5. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

Базовый уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.

6. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. В гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах (кроме специализированных по спорту классов) на II и III ступенях общего среднего образования, учреждениях высшего образования при обучении и воспитании на III ступени общего среднего образования отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне, в гимназиях – колледжах искусств на II и III ступенях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, изучаются на повышенном уровне.

7. Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

8. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.

Консультации – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в заочной форме получения образования.

Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

9. Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек).

10. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX (X) – XI (XII) классах могут проводиться в шестой школьный день.

11. Получение общего среднего образования лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в средних школах (филиалах государственных средних школ), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.

Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.

Специализированные по спорту классы – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса для учащихся организуется учебно-тренировочный процесс. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

Вечерние классы – классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, образовательный процесс в которых организуется по типовому учебному плану вечерней школы.

13. Наполняемость классов не должна превышать:

13.1. в I–IV классах – 20 учащихся;

13.2. в V–XI классах – 25 учащихся;

13.3. в I–XI специализированных по спорту классах, классах средних школ – училищ олимпийского резерва – 20 учащихся;

13.4. в I–IX классах базовых школ – колледжей искусств – 20 учащихся;

13.5. в I–XI классах средних школ – колледжей искусств – 20 учащихся;

13.6. в V–XI классах гимназий, гимназий-интернатов, гимназий – колледжей искусств – 20 учащихся;

13.7. в Х–XI классах лицеев – 20 учащихся;

13.8. в VII–XI классах специализированных лицеев, суворовских училищ – 20 учащихся;

13.9. в VIII–XI классах кадетских училищ – 25 учащихся;

13.10. в Х–XII классах вечерних школ, классах учебно-консультационных пунктов – 20 учащихся;

13.11. в Х–XII вечерних классах – 20 учащихся;

13.12. в I–XI классах санаторных школ-интернатов – 20 учащихся;

13.13. в I–XI классах школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 20 учащихся;

13.14. в V–IX классах межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации – 25 учащихся;

13.15. в Х–XI классах межшкольных центров допризывной подготовки – 25 учащихся.

14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

15. Открытие класса в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, может осуществляться при наличии одного учащегося.

16. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

18. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.