Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 187 человек

СППС информирует

Дата: 9 января 2016 в 13:32, Обновлено 2 декабря 2018 в 15:09

Детская телефонная линия круглосуточной психологической помощи 8-801-100-1611

телефон доверия г.Минск

8-017-246-03-03

8-017-202-04-01

телефон доверия г.Слуцка

5-31-10, 7-17-61, 7-17-86

Помощь оказывается

бесплатно и анонимно

без ограничения возраста, пола, национальности.

ВНИМАНИЕ СТРЕСС!!!

Признаки стрессового напряжения
· Невозможность сосредоточиться на чем-то. 
· Слишком частые ошибки в работе. 
· Ухудшается память. 
· Слишком часто возникает чувство усталости. 
· Очень быстрая речь. 
· Мысли часто улетучиваются. 
· Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). 
· Повышенная возбудимость. 
· Работа не доставляет прежней радости. 
· Потеря чувства юмора. 
· Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет. 
· Пристрастие к алкогольным напиткам. 
· Постоянное ощущение недоедания. 
· Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде. 
· Невозможность вовремя закончить работу.
              Если Вы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины. Поняв причины - легче их устранить. Убрать причины стресса легче, чем убрать последствия стресса.


Причины стрессового напряжения:
1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности. 
2. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать. 
3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите. 
4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения. 
5. Вам постоянно хочется спать - никак не можете выспаться. 
6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день. 
7. Вы очень много курите или потребляете алкоголя больше, чем обычно. 
8. Вам почти ничего не нравится. 
9. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты. 
10. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью. 
11. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться. 
12. У вас появляется комплекс неполноценности. 
13. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания. 
14. Вы не чувствуете уважения к себе - ни дома, ни на работе.


         Ваш характер, ваш стиль жизни может сильно влиять на стрессовую предрасположенность. Зная врага в лицо, с ним легче бороться. Поэтому определим стрессовый стиль жизни. Он таков, если человек:
1. Испытывает хронический неослабевающий стресс 
2. Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций 
3. Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками) 
4. Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе 
5. Испытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать за данный промежуток времени 
6. Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий 
7. Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме) 
8. Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) 
9. Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой 
10. Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить» и облапошить) 
11. Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувство юмора 
12. Соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей 
13. Воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно.
           Вероятно здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма. 

Методы защиты от стресса:

  •  Сменить сферу деятельности и найти что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.) 
  • Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция считается наиболее действенной. 
  • Чаще говорите о своих проблемах с близкими. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. 
  • Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело. 
  • Откажитесь от кофе или алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Кофе, алкоголь и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение. 
  • Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном. 
  • Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.
    Не пропускайте приемы пищи. 
  • Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра - все это может существенно помочь. 

    Первая помощь при остром стрессе:
              Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у вас начинается острый стресс.

     Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
 

Выход из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание.

   Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. 


2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

 
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки. 


4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)»по косточкам», как описано в пункте 3.


5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась). 


6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения. 


7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции. 


8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни. 


9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом. 


10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность. 
Дыхательные упражнения п.1,2,3,5,7,8.

      Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно.
 Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни. 
          Однако, любую болезнь легче предупредить, чем лечить.
          В том числе и стресс. 

__________

«ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»

1-я  с т а д и я. Услышьте проблему ребенка, позвольте ему проговорить ее. После того как ребенок убедился, что вы слышите его проблему, он гораздо более готов услышать и вашу, а также принять участие в поисках совместного решения.

2-я  с т а д и я. Начинается с вопроса: «Как же нам быть?».

После этого надо обязательно дать возможность ребенку предложить решение (или решения) первым и только затем предложить свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение не отвергается с места.

3-я  с т а д и я. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.

Каждый вариант решения обсуждается совместно. «Стороны» уже знают интересы каждого участника и относятся к ним с уважением. Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то «лучшим» считается то, которое принимается единодушно.

4-я  с т а д и я. Детализация принятого решения.

Предположим, все члены семьи, включая ребенка, решили, что он уже «большой» и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность выспаться. Однако одного решения мало. Надо передать ребенку будильник, научить им пользоваться. Может быть, в течение первых дней побыть с ним вместе: показать, где что лежит в холодильнике, как разогревать завтрак и т. п. По этому поводу можно даже заключить «двусторонний договор».

5-я  с т а д и я. Выполнение решения. Контроль.

Если ребенку предстоит что-то делать регулярно (мыть посуду, покупать хлеб и т. д.), то на первых порах возможны и срывы. Не стоит пенять при каждой неудаче, лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну, как у нас идут дела? Получается ли?». Лучше, если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить: как он считает, в чем беда? Может быть, чего-то не учли, может быть, нужна какая-то помощь, или он бы предпочел другое, более ответственное задание.

Как начать применять этот метод?

Начать лучше всего с общего, разговор о нем в семье. Это хорошо делать, собравшись вместе, в стиле спокойной беседы.

Что здесь требует особого внимания?

Прежде всего надо, чтобы вы действительно хотели идти навстречу интересам ребенка! Предложенная «техника» лишь облегчает появление этого желания, но не заменяет его. Ваш главный помощник – активное слушание.

Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта отпадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», становится заслуживающей внимания проблемой. И возникает готовность пойти навстречу.

ГОТОВИМ УРОКИ ВМЕСТЕ!

Как организовать подготовку первоклассника к  урокам

Не нужно гнать ребенка за письменный стол сразу после возвращения из школы. Дайте ему отдохнуть и переключиться. Обычно на это нужно от 1 до 2 часа. В  этот промежуток можно пообедать, поиграть на улице.

v   В один и тот же час.

Лучшее время для подготовки домаш­них заданий – с 15 до 18 часов. Это должно стать ежедневным ритуа­лам. Каждые полчаса следует де­лать десятиминутный перерыв, иначе дети теряют концентрацию.

v    Вначале нужна поддержка.

Ребенок сам не способен ор­ганизовать свою учебную работу. Поэтому, в течение 2 лет ему долж­ны помогать родители. Будьте по­близости. Проверяйте уроки, дайте понять, что он может обратиться за помощью. Так он обретет веру в свои силы и избавиться от беспокойства.

v   Никакого давления.

 Случается, что ребенок ни­как не может справиться с задани­ем. Не нужно давить   на него или засиживаться за уроками. Можно вернуться к задачке позже.

v   Посторонняя помощь.

Важно налаживать дружеские отно­шения с учителями. Они посове­туют, как помогать ребенку в учебе дома и предупредят, если он начал отставать и нуждается в дополни­тельных занятиях.

ДО 5-ТИ МОЖНО ВСЕ?

Анектод.

Еду в автобусе. Ребенок, которого мама держит на руках, постоянно дотрагивается ботинком до моих белых брюк. Уже выпачкал! Я попросила его маму:

- Скажите, пожалуйста, малышу, что так делать нельзя!

 - Извините, не могу. Я воспитываю сына по японской методике. До пяти лет  ему нельзя ничего запрещать!

Тут к ней подходит парень, достает изо рта жевательную резинку, наклеивает мамочке на лоб и говорит:

- Меня тоже по этой методике воспитывали!

          

            Так ли хороша методика вседозволенности?

У нас этот способ воспитания называют японским. Но на самом деле в Японии о нем ничего не знают, принципы этой методики взяты у кавказских народов.

 Родителям  предлагается до 5 лет ничего малышу не запрещать, а с 5 до воспитывается в строгости.

Плюсами методики считаются:

v развигие творческого потенциала малыша (ведь он ниче­го не боится, может испробовать все: его не накажут);

 воспитание уверенной в себе и свободолюбивой личности, которая не знает преград и не бо­ится отстаивать свою точку зрения (если верить тому, то характер закладывается до 5 лет).

Печальные результаты

Однако таким образом мож­но воспитать только неприспосо­бленного к жизни человека. Ведь у него формируется неправильное представление о мире, рамках до­зволенности, правилах воспита­ния. Он не понимает, что суще­ствуют вещи, которые могут быть опасны для жизни. Поведение та­ких детей редко бывает адекват­ным. Как правило, последствия «японской» методики приходится исправлять психологам или психо­терапевтам.

А в 5 лет ребенок переживает шок: ему вдруг начинают все за­прещать, ставят в жесткие рамки. Это может сломать детскую психи­ку. Как минимум, ребенок начнет думать, что родители разлюбили его. Ведь раньше носили на руках, а теперь ругают.

Через год он отправится в шко­лу, где есть определенные прави­ла. Адаптироваться будет сложнее.

Поэтому советую вкладывать в головы детей с рождения поня­тия «можно» и «нельзя».

Иначе вы воспитаете избалованного ребен­ка, который будет испытывать труд­ности, оказавшись в группе людей.

ЕСЛИ У ВАС ТРУДНЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ ОТВЕТ

на следующих сайтах:

  • perejit.ru- как пережить РАЗВОД, РАСТОВАНИЕ
  • realove.ru – О НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ
  • pobedish.ru – для тех, КТО НЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ
  • memoriam.ru как пережить СМЕРТЬ БЛИЗКИХ
  • vetkaivi.ruпреодолеть последствия НАСИЛИЯ
  • boleem.com – БОЛЕЕМ, не унывая
  • realisti.ruкак  СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ
  • vospit.ruкак ВОСПИТАТЬ ДЕТЕЙ
  • shkola.realove.ru –заочная школа ЛЮБВИ

                  Вкладка - “ПРОСЬБА О ПОМОЩИ”

УДЕЛИТЕ РЕБЕНКУ ВНИМАНИЕ

  В современном мире стресс стал неотъемлемой частью человеческого бытия. Невероятное количество катастроф, убийств, самоубийств, проявление психического и физического насилия, потеря родных в результате несчастных случаев безжалостно вошли как в жизнь взрослых, так и в хрупкий мир детства.
  Перед суицидальными действиями в большинстве случаев наблюдается подготовительный период, который характеризуется снижением успеваемости, ограничением общения, повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью. Формируются мысли и появляются заявления: «Надоела такая жизнь», «Вот бы уснуть и не проснуться», возникает интерес к проблеме жизни и смерти. Толчком к суицидальным действиям может стать любой конфликт. В среде подростков популярен так называемый «демонстративный» суицид, цель которого – не уйти из жизни, а привлечь внимание «обидчиков», наказать их. Но заканчивается он трагически: подростки «переигрывают», ошибаются в расчетах и умирают.
  Родителям следует обратить внимание, насторожиться, если дети заводят разговоры о смерти, «вслух» стремятся рассуждать на тему «Я никому не нужен», «Все равно никто не будет обо мне тосковать», завуалировано «прощаются» – дарят свои вещи, любимые предметы близким и друзьям.
                                         Уважаемые взрослые!
  Отмените свои дела, побудьте с ребенком, не допускайте типичных ошибок в ответ на намеки о суициде, пропуская фразы: «Ну и пожалуйста!», «Никто тебя удерживать не собирается» и тому подобное. Ваш страх, скрывающийся за этими словами, подросток может не понять. Покажите своему ребенку, что он вам дорог, небезразличен, дайте почувствовать, что он – любимый и желанный. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, и помогите увидеть этот выход.

Если чувствуете, что сами не справляетесь – обратитесь к специалистам по  телефонам доверия:
г. Минск: 8-017-202-04-01
г. Слуцк: 5-31-10, 7-17-61

                           Памятка на случай кризисных ситуаций, связанных с пропажей  детей

Действия законных представителей детей по предупреждению самовольных уходов, в том числе пропажи детей.

1.                   Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

2.                   Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов в летнее время;

3.                  Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4.                  Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

5.                  Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы: что необходимо делать, если возник пожар;

безопасность на дороге, в лесу, на воде; общение с незнакомыми людьми; нахождение дома без взрослых и т.п.

6.                  Сделать несмываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

Действия законных представителей детей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

Законным представителям необходимо:

1.                  При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:

обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;

обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы милиции.

2.                   В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п.1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3.                   При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении.

Самовольный уход ребенка из семьи.

Как избежать?

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной.

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

К основным причинам самовольного ухода подростков из дома но отнести:

•         Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1.                   Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

•         Переживание «драйва»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда- то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.

К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно­ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

1.                   Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

•         Скука

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

1. Отсутствие смысла жизни

-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

 -чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по- настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;

-чрезмерной критичности взрослых.

2.      Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.

3.       Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.

4.     Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

Профилактические меры:

1.                   Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

2.                   Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.

3.                   Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.

4.         Развивайте в ребёнке творческие способности.

5.          Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

•           Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)

 Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

 Профилактические меры:

1.                   Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

2.                   Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

3.                   Развивайте в ребёнке физическую силу.

4.                   Развивайте в ребёнке умение общаться.

•         Протест против родителей

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Профилактические меры:

1.            Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.

2.            Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»

3.            Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

•         Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

Профилактические меры:

1.      Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.

2.     Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

3.     Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

•         Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».

Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.

Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.

Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.

Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.

Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.

Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

-    Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.

-    Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.

-   Выбирайте наказание, адекватное проступку.

-    Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

-    Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

Три важных шага!

1.         Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам

Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»

2.        Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком

Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но

мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда м видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации - просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

3.       Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка

Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований».

                 


Профилактика суицидального поведения у подростков

По данным Всемирной Организации Здравоохранения  за день в мире убивают себя 2300 человек, за год – 800 тысяч человек. Из них около 20% приходится на юношеский и подростковый возраст

По разным данным, еще от 8 до 30 миллионов людей неудачно покушаются на свою жизнь. При этом каждый второй, пытавшийся покончить с собой, в течение года повторяет свою попытку, обычно в более тяжелой форме. Каждый третий покончивший с собой совершал суицидальную попытку в прошлом.
Беларусь занимает 6 место по распространенности самоубийств после европейских стран

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы.

Существуют социально-психологические факторы, относящиеся к подросткам и молодым людям, которые могут сыграть роль стрессоров (негативных раздражителей) и способствовать суицидальным проявлениям. Среди них встречаются:

  • серьезные проблемы в семье;
  • отвержение сверстниками;
  • смерть любимого или значимого человека;
  • разрыв отношений с любимым человеком;
  • межличностные конфликты или утраты значимых отношений;
  • проблемы с дисциплиной или законом;
  • давление, оказываемое группой сверстников, прежде всего, связанное с подражанием   саморазрушающему поведению других;
  • длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
  • высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);
  • проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблем;
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
  • заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем;
  • серьезные телесные болезни;
  • чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы. 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ РИСКА СУИЦИДА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека, любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьез. К ним относятся:

  • потеря интереса к обычным видам деятельности;
  • внезапное снижение успеваемости;
  • необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям;
  • плохое поведение в школе;
  • необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы;
  • увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
  • инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках. 

Характерные признаки суицидальной опасности

Словесные признаки (человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии: «я не могу так дальше жить»; «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться». Много шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки (раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость,  приводит в порядок  дела, пишет прощальные письма, демонстрирует радикальные перемены в поведении такие, как: в еде – ест слишком мало или слишком много; во сне – спит слишком мало или слишком много; во внешнем виде – становится неряшливым; в привычках – пропускает занятия; замыкается от семьи и друзей, проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки (человек может решиться на самоубийство, если он социально изолирован (не имеет друзей), чувствует себя отверженным; живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального; предпринимал попытку суицида ранее; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ СУИЦИДАЛЬНОСТИ

Причины, приводящие к суицидам, имеют психологический характер, поэтому работа по профилактике и предупреждению суицидов заключается, прежде всего, в укреплении психологического здоровья.

Мероприятия с учащимися:

  1. Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
  2. Тренинги ассертивного поведения (ассертивные люди - это уверенные в себе люди, которые просто счастливы быть самими собой) и уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха.
  3. Тренинги личностного роста.
  4. Психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, повышение уровня самоконтроля.
  5. Конференции, внутришкольные семинары, дебаты по обсуждению основных проблем подросткового возраста, которые могут привести к суицидам. К ним следует привлекать специалистов (врачей, психологов и др.), которые могут оказать консультативную помощь.
  6. Классные часы, которые могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе (восприятие своих способностей, недостатков, внешнего вида и т.п.) с привлечением психолога.

Мероприятия для педагогов:

  1. Педагогические советы с целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, особенностях личности суицидентов, причинах, приводящих к суицидам, возможных педагогических мерах по предотвращению суицидов в школе.
  2. Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.

 Мероприятия для родителей:

  1. Родительские собрания с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения подростков.
  2. Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений.
  3. Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.